?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.
Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.


Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом.

В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что её лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом.

В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.
Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н.Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, – писал он, –все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в крестьянской семье».
Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М.Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». В начале ХХ века в сёлах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2, мука пшеничная – 2,3, крупы – 16,3%.


Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель.

Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.
Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.
Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.


В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влёк за собой тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьёй сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь.

В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.Арсеньев после поездки в голодные сёла Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 год) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали».
Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919-1921 годы) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение.

Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Горячие кушанья делали из картофеля, засыпали тёртой свёклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты.


Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.
По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.


А вот эта информация меня удивила. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.
Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».
Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.
Оригинал взят у alisa_morozova в Питание в русской деревне конца XIX века

promo irnella january 8, 2016 16:09 2
Buy for 50 tokens
Причем не просто жить, имея всего лишь крышу над головой и пресловутый «кусок хлеба». Мы хотим жить в нормальном мире, у которого есть будущее, а не прямая дорога, ведущая к деградации самоуничтожению. Но для того, чтобы для нас этот мир стал реальностью, нам придется набраться…

Comments

( 12 комментария — Оставить комментарий )
e_d_w
Apr. 6th, 2017 06:02 pm (UTC)

Поклонская знает?

irnella
Apr. 6th, 2017 08:14 pm (UTC)
А с чего вас это интересует?)
e_d_w
Apr. 6th, 2017 08:43 pm (UTC)

Для меня святой - вот этот самый русский народ из деревни; для этой каклушки - нерусь, живодер и бездарь. Может, она просто не знает собственной истории?

drakonit
Apr. 6th, 2017 10:54 pm (UTC)
Тролль дешевый, ты сделай для России столько сколько Поклонская, а потом гавкай на нее. И не бреши: нигде Поклонская не говорила, что русский народ "живодер или бездарь" - это твои бредни. Только Поклонская депутат Госдумы, один из самых уважаемых в Крыму людей, а ты как был дешевым либеральным провокатором так и останешься.
e_d_w
Apr. 7th, 2017 05:45 am (UTC)

Йододефицит? Живодер и бездарь - это ваш сраный царек, которого кинули все его родственники.

drakonit
Apr. 7th, 2017 06:50 am (UTC)
М-да. Вот такие существа у нас еще водятся. Переловить бы и сдать на майдан. Там их поймут.
irnella
Apr. 7th, 2017 12:12 pm (UTC)
А что именно по вашему гениального Поклонская сделала для России?
drakonit
Apr. 7th, 2017 12:21 pm (UTC)
Поклонская выступила сразу против майдана, согласилась возглавить прокуратуру Крыма когда до нее 4 более старших прокурора испугались угроз укров. В Крыму она в короткий срок разггромила украинское и татарское бандподполье, нанесла удары по криминалу. В Госдуме работает активно, не забывая интересы крымчан защищать и благотворительностью заниматься. Думаю немало.
irnella
Apr. 7th, 2017 12:11 pm (UTC)
"нерусь, живодер и бездарь" это вы про кого?
guran_ussury
Apr. 6th, 2017 06:14 pm (UTC)
В Забайкалье бедным считался казак, у которого на столе не было хлеба. Мясо всегда было, даже у бедных.

drakonit
Apr. 6th, 2017 10:51 pm (UTC)
Вот бред какой-то. Посмотрите на старые деревни, дореволюционные - там бани всегда были. ну максимум на несколько дворов баня, но были. В печи могли ребенка помыть, или лечились там, как в парной.
Далее насчет уборки бред какой-то - поговорите со старыми людьми, которые рассказы родителей, дедов помнят. Убирали обязательно дом. Хотя бы раз в неделю.
В общем какой-то набор агитпропа советского с европейским от деятелей, которые русскую деревню и не видели вообще.
boristayskey
Apr. 9th, 2017 11:19 am (UTC)
То. что " потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц" - это наверное, все же плюс российскому крестьянству)). А вот почему в статье не упомянута традиционная русская выпечка-пироги, расстегаи, ватрушки, кулебяки, это непонятно . Или это тоже миф?
( 12 комментария — Оставить комментарий )

Рубрики

Календарь

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Социальный авторитет

Есть только миг между прошлым и будущим

Powered by LiveJournal.com