?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Как из «дешевой мелодрамы» сделать фильм на все времена?


История покорения столицы тремя провинциалками оказалась понятной во всем мире, но не вызвала поначалу доверия даже у собственной съемочной группы.






Слабое место – сценарий

Претензии к материалу были и у актеров, и у режиссера. Владимир Меньшов не сразу разглядел перспективу в сценарии, показавшемся ему не интересным. На историю от Валентина Черных он «среагировал» лишь в середине текста. Дочитав до места, когда героиня в слезах заводит будильник, ложась на пару часов поспать, а просыпаясь, будит взрослую дочку, режиссер подумал, что какие-то страницы пропустил. Пролистал назад – нет, так задумано. Прыжок на 20 лет вперед – первое, что впечатлило Меньшова. Тут и начала работать мысль: может получиться очень кинематографично.



Но за экранизацию режиссер готов был взяться при одном условии: сценарий должен быть переделан. Когда от кардинальных изменений автор решительно отказался, доработкой занялся Меньшов. Было 60 страниц сценария, стало 90. Режиссер сам дописал несколько сюжетных линий, придумал половину эпизодов и даже ввел новых героев.





Например, у Валентина Черных не было ни спившегося хоккеиста Гурина, ни камео «поздновато начинающего» Иннокентия Смоктуновского – это придумки Владимира Меньшова. Вместо гостей кинофестиваля Смоктуновского, Юматова и Конюховой в сценарии были дипломаты, съезжавшиеся на прием в аргентинское посольство. А директора завода Екатерину Тихомирову сценарист отправлял на депутатский прием. Режиссер же заменил скучную встречу с избирателями визитом депутата Моссовета в городской клуб знакомств, где озабоченная нехваткой мужчин директриса «по блату» сватала героине «очень ответственного работника главка, всего 53 лет».



Кто кому пара?

В отличие от киношной «свахи», съемочной группе пришлось подбирать пару не героине фильма, а герою. Искали актрису под актера, а не наоборот.
Самым естественным казался выбор режиссером на главную роль собственной жены. Но среди рекомендаций руководства «Мосфильма» Веры Алентовой не было. Меньшову предлагалось снимать Жанну Болотову или Анастасию Вертинскую, Валентину Теличкину или Ирину Купченко. Однако все перечисленные актрисы, прочитав сценарий, от съемок отказались – не интересно. Прошедшая пробы Маргарита Терехова предпочла Меньшову Юнгвальд-Хилькевича: выбрала роль Миледи в его «Трех мушкетерах». Оставалась Наталья Сайко. Актриса успешно выдержала пробы, но… не подошла под партнера. Когда определились с исполнителем роли Гоши, режиссеру не понравилось, как актеры смотрятся в паре.


На роль Гоши пробовалось много достойных кандидатов. Но ни Вячеслава Тихонова, ни Виталия Соломина, ни Олега Ефремова, ни Леонида Дьячкова режиссер не утвердил. Уже хотел сам играть главного героя, когда вдруг увидел по телевизору лицо, которое искал: Алексея Баталова. В фильме «Дорогой мой человек» актер играл именно тот характер, который был нужен Меньшову. Режиссер тут же позвал Баталова на роль Гоши, но артист заупрямился: и сценарий не ахти, и интеллигентный слесарь – не из жизни.
Когда же актера «уломали», обнаружился мезальянс с исполнительницей главной роли. С Натальей Сайко попрощались, в пользу актрисы «под Баталова» – Веры Алентовой.



Союз актеров и гримеров

Алексей Баталов был старше своего героя на 11 лет. В том, что это незаметно на экране, большая заслуга гримеров. Славно они потрудились и над героинями, которых в первой серии пришлось «омолаживать», а во второй – «взрослить». Исполнительницы ролей не соответствовали ни молодым годам трех подруг, ни зрелым. Актрис называли «девушками без определенного возраста»: Вере Алентовой (Катя) на момент съемок было 37 лет, Ирине Муравьевой (Люда) – 30, а Раисе Рязановой (Тося) – 35. И сыграть им предстояло своих героинь в разной поре: в 20 лет и 40, когда «жизнь только начинается».


Сыгравшую Людмилу Ирину Муравьеву режиссер присмотрел в театре, и образ она создала ярко театральный. Анализируя свою грубую и пошлую героиню, исполнительница роли признавала, что на экран вылезли самые ненавистные ей качества неотесанных провинциалок. Сама актриса – коренная москвичка, родилась в семье столичного военного инженера.


А на роль скромницы Тоси, кроме утвержденной впоследствии Раисы Рязановой, пробовались Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева, Галина Польских и Нина Русланова. Две последние обиделись на режиссера за то, что им предпочли другую актрису.



Все на своих местах

На роль хозяйственного мужа Тоси Николая поначалу пробовался Александр Фатюшин, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, который в глазах режиссера больше подходил к образу провинциала из глубинки. Интересно, что в жизни Борис Сморчков – как раз коренной москвич, а «простым русским мужиком» на самом деле был рязанский парень из рабочей семьи Александр Фатюшин. Выбившемуся в люди сыну фабричной работницы и шофера тоже нашлось место в фильме: Фатюшину досталась роль мужа Людмилы – хоккеиста Гурина.


Дочь главной героини Александру сыграла Наталья Вавилова, и эта роль стала для нее судьбоносной. Еще в школьные годы девочка снялась в дебютной работе Меньшова «Розыгрыш», и режиссер вспомнил о ней, когда в разгар съемок оказалось, что некому играть повзрослевшую дочь Катерины. Девушка готовилась к поступлению в МГИМО. Родители видели ее будущим дипломатом и отправили на подготовительные курсы при Министерстве иностранных дел. Ни о каком актерстве дома у Натальи и слышать не хотели. Отпросить дочь на съемку было нереально. И тогда Меньшов возложил эту миссию на деликатного Баталова. Уговорить папу и маму ему не составило труда: те сдались без боя, как только увидели, с кем предстоит работать их дочери. И хоть Баталов пообещал, что Вавилова будет совмещать работу в фильме с учебой, это не помогло ей вернуться на выбранную родителями стезю: после съемок Наталья оставила курсы и  поступила во ВГИК на актерское отделение.


Эпизоды вставленные и вырезанные

Для «короля эпизода» Владимира Басова, сыгравшего «Антона, замначальника главка», режиссер специально придумал сцену, в которой актер неподражаем. Отличить этот колоритный персонаж от молодых гостей должна была характерная деталь: старый ловелас не вылезает из уборной, а всё туда же, по девушкам ходит. Не без юмора ему доверили фразу, что «в 40 лет жизнь только начинается».
Яркими оказались и эпизоды Зои Федоровой – вахтерши в общежитии. В сценарии этой персоны не было, в окружение героинь режиссер ее ввел на этапе съемок. Специально под актрису были придуманы телефонная реплика «Хэллоу!..» и встреча Катерины из роддома. Эта короткая, но оптимистичная роль стала прощальной в биографии артистки, при загадочных обстоятельствах застреленной вскоре в собственной квартире.


А вот у Фатюшина (Гурина) дорогие ему эпизоды, наоборот, сократили. Актер специально учился стоять на коньках, чтобы блистательно выйти на лед в сцене матча в «Лужниках». Однако зрителям его стараний оценить не пришлось: разгром шведов игроками советской сборной в окончательный монтаж не вошел. Заставили режиссера вырезать и вызывавший горькую улыбку финал дачной посиделки героев, где опустившийся Гурин появлялся в рубашке навыворот в компании приятеля-пропойцы и клянчил у бывшей жены очередной трояк на выпивку. Скандалившей и препиравшейся Людмиле дружок-забулдыга веско замечал: «Да ты знаешь, на кого гонишь?! Это – сам Гурин! Я на его матчах вырос как личность!». Руководство Госкино сочло сцену неэтичной по отношению к игрокам сборной и посоветовало не подрывать высокий авторитет советского спорта. В итоге герой объявляет, что с выпивкой «завязал», и на спортивном характере держит слово.




Без секса и международного скандала

Облагородил Меньшов и находящегося в запое слесаря Гошу. В жизни он наверняка бы тупо глушил пиво, посматривая по телику хоккей. А в фильме опустошивший батарею бутылок «идеал успешной женщины с одинокой судьбой» не «бездуховно бухает», а «созидательно проводит досуг»: параллельно чинит пылесос. Еще и интересуется у первого-встречного, что делается в мире. Кстати, отвечающий про отсутствие стабильности гость должен был сказать, что террористы захватили самолет «Эйр Франс», но  название компании решили убрать во избежание международных претензий.


В этой же сцене сократили планировавшуюся по сценарию застольную песню Гоши и Коли. «Набрудершафившись», они должны были затянуть «По Дону гуляет казак молодой», но в фильме ограничились разделыванием тарани.
Вырезали лишние подробности и в эпизоде свидания Катерины с женатым любовником. И не потому, что в СССР «секса не было», а чтобы не популяризировать «аморалку». Кроме того, «наверху» сочли, что в возрасте героев уже не солидно «нетерпеливо раздеваться», да и выглядела эта «чрезмерная торопливость» в действиях вальяжного героя Олега Табакова несколько наигранно.



Восторг и триумф

Больше всего директор «Мосфильма» Николай Сизов боялся негативной реакции члена Политбюро и первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. «Посмотрит он на даче твой фильм и снова скажет, что на экране – непристойности», - пожурил Меньшова Сизов в личной беседе после одобрительной публичной оценки на худсовете. Когда картину вынесли на домашний просмотр «высоким судьям», режиссер осторожно поинтересовался у директора киностудии, нет ли замечаний у Гришина. Сизов ликующе ответил: «Что нам Гришин, когда в восторге сам Брежнев!».


Надо отдать должное прозорливости Сизова: в отличие от сдержанно принявших фильм членов худсовета, Николай Трофимович изначально не скупился на лестные оценки картине, предсказав ей блестящее будущее. Так и вышло. В первый прокатный год (1980) «Москва слезам не верит» собрала в кинотеатрах 85 миллионов зрителей. Ленту купили 100 стран мира, и везде на показах был премьерный триумф.
А вскоре в личном почтовом ящике Владимир Меньшов обнаружил приглашение от Американской киноакадемии на церемонию вручения Оскара. Но в Америку режиссера не выпустили. За главной кинонаградой поехали чиновники. Когда статуэтку получил атташе по культуре из советского посольства, американские газеты написали: «Оскар – у КГБ». В 1989 году «оскароносец без Оскара» забрал свою награду из Госкино, опасаясь, что под шумок развала страны этот кусок золота приватизируют другие…





© Вячеслав Капрельянц, 2017

Оригинал взят у slavikap в «Москва слезам не верит»: рецепт Оскара




Рубрики:

promo irnella january 8, 2016 16:09 2
Buy for 50 tokens
Причем не просто жить, имея всего лишь крышу над головой и пресловутый «кусок хлеба». Мы хотим жить в нормальном мире, у которого есть будущее, а не прямая дорога, ведущая к деградации самоуничтожению. Но для того, чтобы для нас этот мир стал реальностью, нам придется набраться…

Рубрики

Календарь

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Социальный авторитет

Есть только миг между прошлым и будущим

Powered by LiveJournal.com